ГЕЛЛА-ТЕЛЕКОМ.  Информация к размышлению.       

.

Из практики Правового управления ОАО “МГТС”



  Устанавливая в квартире или офисе телефон, мы в тот же день и час вступаем в партнерские отношения с телефонной компанией.
Отношения абонент - оператор для физических лиц регламентируются ”Правилами оказания услуг телефонной связи” (утверждены постановлением правительства РФ № 1235 от 26 сентября 1997 г. и введены в действие с 1 января 1998 г.), для юридических - договором, заключаемым между абонентом и оператором связи. Но это только вершина айсберга. Существуют ситуации, когда в дело вступают положения, постановления, законы, в которых без помощи юриста не разобраться. Иной раз споры вокруг телефона разгораются такие, что разрешать их приходится в суде.
Так, в 1999 г. с претензиями и судебными исками только по вопросам, связанным с предоставлением льгот по оплате услуги телефонной связи, с отказом в установке телефона, в переключении на отдельную линию и т. п., к АО "Московская городская телефонная сеть" обратились 784 абонента. За каждой цифрой - здоровье, комфорт, наконец, деньги конкретного человека.
Как избежать неприятностей, сберечь нервы и время? Что делать, если возникло недовольство работой оператора? Что в его и в наших силах поправить и что - за границами возможного?

Наиболее типичные спорные ситуации во взаимоотношениях оператора и абонента прокомментирует специалист Правового управления АО МГТС.


Ситуация 1. Коммунальная квартира История банальная - супруги развелись, разделили лицевые счета. Отныне каждый занимает определенную часть когда-то общей жилплощади и отдельно от другого ее оплачивает. Один из бывших супругов подает на телефонный узел заявление о переводе их индивидуального телефона в категорию коллективного пользования. Другой, на чье имя оформлен номер, - возражает. Что делать?

- К сожалению, подобных исков в адрес АО МГТС подано достаточно большое количество. На данный момент можно говорить о том, что особых трудностей при рассмотрении таких дел в суде не возникает, т.к. в законодательстве есть ответы на вопросы, затрагиваемые в заявлениях.
Обосновывая позицию телефонной сети, наши юристы руководствуются "Правилами оказания услуг телефонной связи", а также положениями закона г. Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве".
Что следует из указанных документов?
Как только разделены лицевые счета между бывшими супругами и определен для них порядок пользования жилыми помещениями, квартира становится коммунальной. Жилое помещение из двух и более комнат, занимаемое несколькими гражданами на праве частной собственности или по отдельным договорам найма, является квартирой коммунального заселения. Одним из следствий преобразования отдельной квартиры в коммунальную является то, что в коммунальной квартире должен быть установлен телефон коллективного пользования. Это - общее правило, существующее с незапамятных времен, а вот что касается порядка переоформления договора в связи с изменением категории телефона (что по своей юридической природе является внесением изменений в договор о предоставлении услуг телефонной связи), то на данный момент он претерпел некоторые изменения.
В соответствии с ранее действовавшими Правилами предоставления услуг местными телефонными сетями (от 28.06.94 г.) для превращения индивидуального телефона в коллективный достаточно было хотя бы одному из жильцов направить на телефонный узел соответствующее заявление - и телефон переставлялся в коридор.
Правомерность таких действий узлов была подтверждена и судебной практикой: межмуниципальные суды отказывали в удовлетворении требований о возмещении телефонной сетью ущерба гражданам, не согласным с переводом индивидуального телефона в коллективный. Правила, действующие с 1 января 1998 г., говорят о том, что заявление о переоформлении договора об оказании услуг телефонной связи с включением абонентского устройства коллективного пользования может подать гражданин, уполномоченный на то заверенным в установленном порядке письменным соглашением лиц, проживающих в квартире.
Фактически это означает, что для переоформления договора необходимо согласие всех лиц, проживающих на данной жилой площади.
На практике возникают ситуации, когда жильцы коммунальной квартиры не достигают соглашения о том, кому доверить переоформление договора. Такую ситуацию жильцы вправе разрешить в судебном порядке. Телефонная сеть в данном случае может быть привлечена судом в качестве третьего лица, но не ответчика.


Ситуация 2. Новоселье Человек получил квартиру в новостройке или купил жилплощадь в центре, сдав абонентский номер по прежнему месту жительства. Первое, что он делает, переведя дух от переезда и отпраздновав новоселье, - отправляется на телефонный узел с просьбой об установке телефона, говоря юридическим языком, о переоформлении договора об оказании услуг телефонной связи по новому месту жительства. И - получает отказ с малопонятной формулировкой "из-за отсутствия технической возможности". Кто-то смиряется и покорно встает в очередь, а кто-то направляется в суд с иском к АО МГТС...

- Несмотря на то, что в Москве ежегодно вводятся в строй десятки тысяч новых телефонных номеров, очередь на установку телефона, конечно, не сравнимая с прежними годами, существует. Это объяснимо: город строится, перестраивается, расселяются коммунальные квартиры, ликвидируются пятиэтажки.
Столичному жителю трудно понять, как это - в Москве, а тем более в обжитом районе "отсутствует техническая возможность предоставления услуг связи"? Сотрудники нашей компании, в том числе и в вашей газете, не устают разъяснять, что скрывается за этим термином.
Напомню еще раз. Техническая возможность для заключения договора об оказании услуг телефонной связи предполагает:
во-первых, наличие свободных номеров на телефонной станции, во-вторых, наличие абонентских линий (линий в магистральных и распределительных кабелях).
Тем не менее случаев споров, в том числе и судебных, между абонентами и МГТС по этому поводу достаточно.
Приведу несколько последних примеров.
Истец Котлов Г.0. (фамилии здесь и далее изменены), являющийся инвалидом 2-й группы по увечью, полученному при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и имеющий право на первоочередную установку телефона, вселился в квартиру в районе Филевской поймы. На свое заявление об установке ему телефона получил отказ от Филевского телефонного узла из-за полного отсутствия свободной номерной емкости. Дорогомиловский межмуниципальный суд, несмотря на представленные юристом узла доказательства отсутствия этой самой "технической возможности", обязал МГТС телефонизировать квартиру гр. Котлова. МГТС признает, что истец является льготником на установку телефона на основании закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Однако исполнить решение суда в данной ситуации можно, только лишив телефона кого-либо из абонентов, что, конечно же, исключено.
Нам пришлось обратиться в тот же суд с просьбой о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до введения в строй новой АТС.

Другой случай. На Замоскворецкий телефонный узел обратилась гр. Лукова И.Н. с заявлением об установке телефона в недавно приобретенной квартире на Даниловской набережной.
Получила отказ по причине отсутствия технической возможности и 23-е место в общей очереди. Не согласившись с отказом, гр. Лукова направила иск в Симоновский межмуниципальный суд, обосновав его юридической неграмотностью управляющего узлом, плохим состоянием собственного здоровья (были представлены выписка из медицинской карты и результаты обследования врача-невропатолога), а также тем, что после отказа ей телефонные аппараты были установлены другим жильцам ее дома.
Изучив обстоятельства дела, суд установил, что телефонный узел имеет ограниченный резерв номерной емкости и за время, указанное истицей, жильцам ее дома было предоставлено 26 номеров, из них 12 - внеочередникам и 14 - по служебной необходимости. В итоге суд отказал в удовлетворении исковых требований и возмещении морального вреда.

Итак, какие можно сделать выводы?
МГТС не снимает с себя обязательств по телефонизации ни перед одним москвичом и единственная на рынке местной связи столицы выполняет социальную функцию. Временный отказ в предоставлении номера - не произвол, не отсутствие желания оказать услугу, а объективная реальность. Ни одно решение суда не способно вмиг проложить кабель к новому дому или возвести новую АТС. На все нужно время. Московским очередникам приходится ждать не более года, чаще - значительно меньше.


Ситуация 3. Льготная, но от этого никому не легче Приходит на телефонный узел инвалид или ветеран Великой Отечественной войны, блокадник, мать погибшего солдата (список можно продолжать и продолжать), предъявляет удостоверение установленного образца и требует предоставить льготу на оплату пользования телефоном в размере 50% от установленного тарифа - по закону "О ветеранах" положено. И получает отказ: мол, льготу вам государство обещало, а не телефонная сеть, с него и спрашивайте. Старику или убитой горем женщине все равно, кто обещал. Не согласившись с отказом, идут в суд с иском к АО МГТС, требуя предоставления льгот и возмещения морального ущерба.

- В последние годы льгота - основной камень преткновения между МГТС и абонентом.
Львиная доля (80,6%) претензий и исков, предъявленных к нам в прошлом году, - от льготников. Эта категория абонентов - четвертая часть всех клиентов МГТС.
Только из одного Зеленограда мы получили в прошлом году около 200 исков - в этом когда-то молодом городе сегодня много пожилых людей.
Ситуация с предоставлением льгот - результат несовершенства нашего законодательства. Федеральный закон "О ветеранах" от 1995 г. установил льготы на оплату установки и плату за пользование телефоном, но ни механизма его реализации, ни финансового обеспечения не предусмотрел.
С другой стороны, Федеральный закон "Об акционерных обществах" гласит, что коммерческие организации не отвечают по обязательствам государства. Однако суды, как правило, выносят решения, обязывающие нас предоставлять льготы по оплате услуг связи.
При отсутствии финансирования и порядка предоставления льгот такие решения означают не что иное, как возложение на сеть исполнения обязательств государства. В бюджете 2000 г. наконец выделены "телефонные" деньги для ветеранов. 2 января 2000 г. принята новая редакция Федерального закона "О ветеранах", где приведены установленные образцы документов, являющихся основанием для предоставления привилегий. В п. 2 ст. 10 закона говорится: "Расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение".
Вроде бы теперь все в порядке. Но закон в полную силу заработать не может - опять отсутствует порядок возмещения расходов на предоставление льгот ветеранам. Вновь налицо разрыв между нормами закона и механизмом их реализации.
Новый порядок, который будет предусматривать создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти, правительство обещает ввести в действие лишь во втором полугодии, а пока положение дел вряд ли изменится. Закон есть - порядка нет. Уважаемые ветераны, нам остается вместе ждать порядка.



Начальник отдела претензионно-исковой и методической работы Тамара Васильевна Иванова.


Источник информации: журнал "Алло-плюс".



ГЕЛЛА-ТЕЛЕКОМ.  Информация к размышлению.       

Ответы на наиболее типичные вопросы к ОАО “МГТС”




  "Подскажите, пожалуйста, как я могу поставить второй телефон в коммунальную квартиру (при имеющемся спаренном). На телефонном узле, куда мы писали заявление, сначала сказали, что это возможно, но позже прислали ответ "нет технической возможности".

Прежде всего стоит сказать, что общим принципом (это зафиксировано в Правилах оказания услуг телефонной связи) при телефонизации коммунальных квартир является установка телефона коллективного пользования.
Установка кому-нибудь из жильцов коммунальной квартиры отдельного номера - это исключение.
Хотя Москва и входит в число самых телефонизированных городов мира, в ней все еще хватает квартир, жители которых вообще не имеют возможности пользоваться домашним телефоном. По многим объективным причинам все еще есть очередь на установку телефона.
В то же время, при существенной значимости телефонной связи для жителей, тарифы на нее регулируются государством и искусственно поддерживаются на доступном для всех слоев населения уровне. Поэтому при установке телефона очень важно соблюсти социальную справедливость.
Правилами оказания услуг телефонной связи предусмотрена возможность заключения договора на установку телефона индивидуального пользования с гражданином, проживающим в коммунальной квартире (п.37).
Можно даже предположить ситуацию, когда у каждого жильца коммуналки в комнате установлен отдельный телефон. Однако согласитесь, что если в этом районе есть неудовлетворенные заявки очередников, это будет несправедливо: в одной квартире - три телефона, а в другой - ни одного.
Если в коммунальной квартире вообще нет телефона, договор с одним из ее жильцов на индивидуальное предоставление телефонной связи возможен лишь при условии письменного отказа других жителей квартиры (по одному от каждой семьи) от установки телефона коллективного пользования.
В этом случае заявка будет удовлетворена в порядке общей очереди, а если абонент имеет право на внеочередное предоставление номера - вне ее.
Установка нескольких телефонных номеров по одному адресу Правилами оказания услуг телефонной связи предусмотрена. МГТС идет на это в тех случаях, когда нет неудовлетворенных заявок от граждан, вообще не имеющих телефона, и есть техническая возможность.
Когда общий телефон в коммунальной квартире уже имеется, согласие соседей на предоставление отдельного номера одному из ее жильцов также является непременным условием. При этом, если человек отказывается от пользования коллективным телефоном, действует тариф на установку основного телефонного аппарата - 1000 р., в остальных случаях плата взимается как за установку второго телефона - 6600 р.
Что касается конкретной заявки автора вопроса, то, как мы установили, технической возможности предоставить ему отдельный телефонный номер действительно нет. Дом, в котором живет абонент, находится в зоне действия АТС-211, на которой отсутствует свободная номерная емкость. Так что отказ обоснован.


"У нас возникла необходимость в установке второго квартирного телефона.
Ознакомившись с тарифами, мы обнаружили, что это стоит в несколько раз дороже первого подключения. В связи с этим возникли такие вопросы:
1. Можно ли оформить новый договор на члена нашей семьи, не являющегося абонентом, чтобы таким образом при установке второго телефона применялись те же тарифы, как и при установке первого? Вправе ли МГТС отказать нам в приеме подобного заявления?
2. В применении разных тарифов на установку телефона для граждан, не имеющих телефонного аппарата и уже имеющих его, а также разной абонентской платы для граждан, имеющих один или два телефонных аппарата, я усматриваю признаки дискриминации.
В Правилах оказания услуг телефонной связи я не нашел упоминания об особом порядке оплаты второго телефонного номера, из чего заключил, что в этом случае, вероятно, следует руководствоваться общими правилами.
Насколько правомерно существование разных тарифов, и согласуется ли это с антимонопольным законодательством и Законом о защите прав потребителя?"

Во-первых, в соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи (п.19) оператор не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений. Все заявления принимаются, регистрируются, рассматриваются, и если удовлетворить заявку в данный момент невозможно, обязательно высылается ответ с изложением причин отказа.
Во-вторых, при решении вопроса об установке второго квартирного телефона действует тот же принцип, что и при предоставлении отдельного номера жильцу коммунальной квартиры: это не может быть сделано, если по данному адресу есть неудовлетворенные заявки на установку основного телефона.
Однако в случае, если у нас есть свободная номерная емкость и отсутствуют иные заявки - в Москве есть районы, где очередей на установку телефона нет, - мы охотно идем на установку второго квартирного телефона. Тариф при этом действительно в несколько раз выше, чем за установку единственного телефона, - 6600 р.
Что касается возможности оформить второй телефон таким образом, чтобы заплатить за него по тарифу, действующему при установке первого телефона, можно сказать следующее: действительно, если с заявлением обращается человек, лично не являющийся абонентом, т.е. не имеющий с МГТС договора об оказании услуг телефонной связи, телефон мы должны установить на общих основаниях по основному тарифу - 1000 р.
Однако, как уже было сказано, тарифы на основные услуги МГТС являются социальными, поэтому устанавливать второй телефон в уже телефонизированной квартире по цене первого несправедливо.
Исключение составляют случаи, когда у гражданина веская причина просить о выделении второго телефонного номера.
Например, ситуация, когда разведенные супруги живут в одной квартире; при этом бывший муж, на имя которого оформлен номер, не разрешает бывшей супруге пользоваться телефоном. Если есть техническая возможность, мы в таких случаях выделяем номер и заключаем договор за 1000 рублей. Решение принимается на телефонном узле или в дирекции МГТС. Так что о дискриминации граждан, имеющих более одного телефона, говорить, наверное, неуместно, и то, что предоставление второго номера стоит дороже, вполне естественно.
Тарифы на основные услуги связи, оказываемые МГТС, согласованы с Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (приказ №90 от 07.04.99 г.), а ведь это ведомство очень строго следит за соблюдением прав потребителей.


"Можно ли переоформить договор на оказание услуг телефонной связи на нового владельца при продаже квартиры, если прежний ее владелец остается прописанным в этой квартире? Является ли эта услуга платной? Если да, то сколько это стоит?"

В соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи (п.46) право на переоформление телефона (в том числе в случае, если абонент выписывается из квартиры) имеет любой человек, зарегистрированный в ней до того, как выбыл абонент, или человек, владеющий данной жилплощадью наравне с ним.
Переоформление договора на пользование телефоном - услуга платная. При этом, если гражданин, на которого оформляется телефон, является абонентом какого-нибудь другого номера (а такие случаи бывают), переоформление обойдется ему в 6600 р. - ведь фактически он покупает второй телефонный номер. Если же телефон переоформляется на человека, который не является абонентом, переоформление будет стоить 900 р.



Начальник отдела предоставления услуг связи Управления по работе с клиентами МГТС И.Ю.Куклин.


Источник информации: журнал "Алло-плюс".


   



АОН  |||  Телефон  |||  Каталог  |||  Главная страница  |||  Карта сайта

E-mail:   Написать письмо   Пишем письма