13 марта 2001 г. в Министерстве Российской Федерации по связи
и информатизации (Минсвязи России) прошло расширенное заседание коллегии,
на котором были рассмотрены итоги работы отрасли связи и информатизации
в 2000 году и определены задачи на 2001 г. Наряду с действующим составом
коллегии в работе совещания приняли участие руководители структурных
подразделений Министерства, управлений Госсвязьнадзора, предприятий
и организаций электросвязи (традиционные и альтернативные операторы),
почтовой связи и информатизации, научно-исследовательских, проектных,
строительных организаций и учебных заведений отрасли. На коллегии также
присутствовали Полномочный представитель Президента Российской Федерации
в Уральском федеральном округе П.М.Латышев, Полномочный представитель
Президента России в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко,
первый заместитель Секретаря Совета безопасности В.П.Шерстюк, представители
Госдумы, аппарата Правительства Российской Федерации, более тридцати
министерств и ведомств Российской Федерации и более пятидесяти средств
массовой информации.
С приветственным словом к участникам и гостям совещания обратился
заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Клебанов,
подчеркнувший в своем выступлении, что отрасль имеет положительные результаты
деятельности в 2000 г., а проведенные в ее сфере преобразования, в частности
акционирование и приватизация предприятий, развитие конкурентной среды,
внедрение передовых технологий и новых видов услуг значительно повышают
технический уровень российских телекоммуникаций.
Как было отмечено на коллегии, в прошедшем году социально-экономическое
развитие отрасли связи и информатизации осуществлялось в соответствии
с задачами, поставленными в Послании Президента Российской Федерации
Федеральному собранию на 2000 г., стратегическими ориентирами развития
страны, определенными в Основных направлениях социально-экономической
политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу,
«Планом действия Правительства Российской Федерации в области социальной
политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы», прогнозом социально-экономического
развития отрасли связи и информатизации на 2000 г. По мнению специалистов,
результаты проделанной за отчетный период работы свидетельствуют не
только о поддержании устойчивого функционирования отрасли, но и о позитивной
динамике целого ряда ее экономических показателей.
В 2000 г. всеми организациями связи оказано услуг (доходов от
основной деятельности) на сумму 140,7 млрд руб., в т. ч. традиционными
операторами – на сумму 78,7 млрд руб. (139,0 % и 131,7% к 1999 г. соответственно),
при этом доля услуг, оказанных населению, увеличилась до 50,3 млрд руб.
(146,2% к 1999 г.), в т. ч. традиционными операторами – до 36,6 млрд
руб., или 46,5% в объеме общих доходов (138,9% к 1999 г.).
В консолидированный бюджет перечислено 35,8 млрд руб. (на 51%
больше, чем в 1999 г.), в том числе в федеральный бюджет – 19,7 млрд
руб. (на 53% больше, чем в 1999 г.). На нужды отрасли из федерального
бюджета выделено 431,3 млн руб., в том числе 11 млн руб. на погашение
кредиторской задолженности предприятий связи. Согласно предварительным
данным, валовой доход традиционных операторов составил 95,9 млрд руб.
(127,5% к 1999 г.); затраты на производство – 73,4 млрд. руб. (130,2%
к 1999 г.). Размер полученной прибыли – 16,7 млрд руб. (147,3% к 1999
г.), в т. ч. по ОАО «Связьинвест» – 13,0 млрд руб., почтовой связи –
0,6 млрд руб., – позволит перечислить в федеральный бюджет в виде соответствующего
налога 3,3 млрд руб.
Ожидается, что отрасль достигнет уровня рентабельности порядка
22%, в т. ч. по ОАО «Связьинвест» – 25%, почтовой связи – 4% (из 83
управлений федеральной почтовой связи 21 убыточно).
В 2000 г. объем освоенных капитальных вложений на важнейших объектах
отрасли составил 19,7 млрд руб., из них 15,1 млрд руб. приходится на
долю традиционных операторов; ввод основных фондов – 15,5 млрд руб.,
в т. ч. по традиционным операторам – 12,0 млрд руб.; ввод производственных
площадей и общей площади жилых домов – 270,2 тыс. куб.м и 18,6 тыс.
кв.м соответственно. На 40,3 млн кан./км выросла протяженность междугородных
и международных телефонных каналов, на 1,5 млн ед. – количество основных
телефонных аппаратов местной телефонной сети (с учетом новых операторов).
В перечне введенных в 2000 г. производственных мощностей:
- 1238,6 тыс. номеров городской телефонной связи;
- 158,9 тыс. номеров сельской телефонной связи;
- 653,5 тыс. номеров подвижной радиотелефонной связи;
- 19,9 тыс. каналов автоматических междугородных телефонных станций;
- 3,9 тыс. км радиорелейных линий связи;
- 8,9 тыс. км междугородных кабельных линий связи;
- 177 наземных спутниковых станций;
- 52 комплекта маломощных УКВ-ретрансляторов;
- радиовещательные станции общей мощностью 110,6 кВт;
- 4 телевизионных передатчика;
- телевизионная станция и узловое предприятие почтовой связи.
В 2000 г. обеспечен ввод в эксплуатацию волоконно-оптических
линий связи общей протяженностью 2523 км. Доля цифровых каналов, задействованных
на ТфОП России, увеличилась до 70%, из них 54% работают по системе общеканальной
сигнализации № 7 (ОКС 7). Создание цифровой сети в сочетании с ОКС 7
обеспечивает возможность предоставления услуг сети интегрального обслуживания.
На сегодняшний день такие услуги могут предоставляться между 49 российскими
регионами.
С августа 2000 г. на территории России начата эксплуатация международной
факсимильной службы общего пользования «Бюрофакс». В 79 регионах Российской
Федерации действуют сети сотовой связи (около 2,8 млн абонентов), общее
число абонентов сетей подвижной радиосвязи общего пользования по состоянию
на 01.01.01 превысило 3 млн человек.
Почти в два раза по сравнению с прошлым годом возросло количество
пользователей Интернет: по состоянию на 01.01.01 – 3,1 млн человек.
В 2000 г. на деятельность в области связи выдано 2759 лицензий,
из них в области электросвязи – 2311, в области телевидения и радиовещания
– 420, в области почтовой связи – 24, в области международного информационного
обмена – 4 лицензии.
Продолжение работы по сертификации оборудования существенно расширило
возможности российского телекоммуникационного рынка: в настоящее время
конкурентоспособную продукцию на нем предлагают более 600 иностранных
(48 стран мира) и более 2500 российских поставщиков (производителей
и продавцов) средств и связи.
Изменения в структуре отрасли в 2000 г. связаны с реорганизацией
ныне действующей системы государственного надзора за связью и информатизацией
(обладавшие ранее правом ведения хозяйственной деятельности учреждения
Госсвязьнадзора будут преобразованы в государственные учреждения по
выполнению исключительно надзорных функций в области связи и информатизации;
постановление Правительства РФ от 28.04.2000 № 380) и образованием при
Минсвязи России Государственной радиочастотной службы (постановление
Правительства России от 25.12.2000 № 1002), функции которой будут выполнять
федеральные государственные унитарные предприятия, создаваемые в настоящее
время в федеральных округах.
В области тарифной политики совместные усилия Минсвязи России
и МАП России были направлены на установление экономически обоснованных
уровней тарифов на весь комплекс услуг связи, регулируемых на федеральном
уровне. В результате принятых мер уровень тарифов на предоставление
местных телефонных соединений для городского населения был повышен с
01.01.2000 на 16,1 % (66,7 % себестоимости) и с 01.08.2000 – на 14,4%
(76,6 % себестоимости).
В области спутниковой связи, радио- и телевещания в центре внимания
находилась реализация «Программы экстренных мер по государственной поддержке
сохранения, восполнения и развития российских спутниковых систем связи
и вещания государственного назначения». В ходе выполнения принятых обязательств
Минсвязи России совместно с Росавиакосмосом и Минобороны России обеспечен
запуск и ввод в эксплуатацию трех космических аппаратов (двух КА «Экспресс-А»
в точки 11 гр. з.д. и 80 гр. в.д. и одного КА «Горизонт» в точку 145
гр. в.д.), что позволило стабилизировать ситуацию с обеспечением спутниковой
связью и вещанием в регионах Сибири и Дальнего Востока. Во взаимодействии
с Росавиакосмосом, Минобороны России, при непосредственном участии ГП
«Космическая связь» и НИИ Радио разработана «Концепция развития национальной
системы спутниковой связи и вещания на период до 2010 года»; во взаимодействии
с НИИ Радио, при участии Ассоциации кабельного телевидения России и
операторских компаний «Комкор», ГАО «Мостелеком», государственного учреждения
«Санкт-Петербургское кабельное телевидение» – «Концепция развития в
России сетей кабельного телевидения и систем широкополосного беспроводного
доступа на период до 2015 года».
В области информатизации проводилась большая работа по формированию
и совершенствованию нормативно-правовой базы. Разработаны и представлены
в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об участии в международном
информационном обмене», «Об электронной цифровой подписи», «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон «Об информации, информатизации
и защите информации», предложения по основам государственной политики
в области развития российского сегмента сети Интернет, проект концепции
создания автоматизированной системы «Государственный регистр населения».
При участии Минсвязи России подготовлена Федеральная целевая программа
«Развитие электронной торговли в России на 2002– 2006 годы». Разработаны
«Принципы организации государственного надзора в сфере информатизации».
Событием года в области международного сотрудничества явилось
подписание в Окинаве (Япония) восемью ведущими индустриально-развитыми
странами мира Хартии «О глобальном информационном обществе». Текст этого
документа подготовлен при активном участии Минсвязи России. В числе
других важнейших итогов – участие Администрации связи России во Всемирной
конференции радиосвязи МСЭ (май-июнь 2000 г., Турция, Стамбул) и Всемирной
ассамблее по стандартизации электросвязи (сентябрь-октябрь 2000 г.,
Канада, Монреаль), направленное на защиту национальных интересов в области
электросвязи.
И, наконец, событием года для всей отрасли стала разработка Концепции
развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации, проект
которой был рассмотрен и в основном одобрен на заседании Правительства
Российской Федерации в конце декабря 2000 года. Концепция нацелена на
совершенствование рыночных механизмов, создание условий для справедливой
конкуренции, повышение инвестиционной привлекательности отрасли. В документе
определены исходные положения, характеризующие развитие российского
рынка телекоммуникационных услуг, основные показатели развития телекоммуникационного
комплекса на период до 2010 года и ряд приоритетных направлений, в частности,
совершенствование принципов оказания услуг присоединения (обязательность
подключения сетей), частотное регулирование (прозрачность и публичность
выдачи частот, проведение конкурсов, конверсия частотного спектра),
переход к тарифному регулированию по методу предельного ценообразования,
введение системы универсального обслуживания (обеспечение любого населенного
пункта России базовым набором услуг связи в заданные сроки, с заданным
качеством и по доступной цене), поддержка отечественного производителя
(система рекомендаций, таможенная политика, финансовые инструменты),
реструктуризация АО «Связьинвест».
В свою очередь, основной задачей Минсвязи России и отраслевых
организаций на ближайшую перспективу является принятие мер по стабилизации
деятельности отрасли связи и информатизации в соответствии с разработанной
Концепцией и другими важнейшими программными документами отрасли. Для
ее выполнения в 2001 г. определен ряд конкретных задач и соответствующих
поручений, сформулированных в проекте постановления итоговой коллегии.
В частности, предусматривается:
обеспечение разработки и представления в Правительство Российской Федерации
проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон «О связи» с учетом положений Концепции развития рынка телекоммуникационных
услуг Российской Федерации;
совместное с МАП России решение вопроса о возобновлении работы на постоянной
основе межведомственной комиссии по тарифной политике в отрасли связи;
продолжение работы с этим ведомством в части доведения в 2001 г. тарифов
на услуги местной телефонной связи для населения до уровня их себестоимости
и включения в тариф инвестиционной составляющей;
рассмотрение вопроса установления тарифов на универсальные услуги почтовой
связи в соответствии с фактической себестоимостью;
продолжение работы, предусматривающей закрепление на законодательном
уровне введения механизма полной оплаты услуг связи;
продолжение работы по реализации «Программы экстренных мер по государственной
поддержке сохранения, восполнения и развития российских спутниковых
систем связи и вещания государственного назначения»;
развертывание работ по модернизации приемной сети спутникового вещания
«Москва», «Экран» и «Орбита» и переводу на цифровой режим аналоговых
радиорелейных линий;
организация работ по развертыванию опытных зон и проведению экспериментальных
работ наземного цифрового телевизионного и звукового вещания в Санкт-Петербурге
и Москве;
разработка нормативно-технической документации, необходимой для операторской
деятельности в области кабельного телевидения и широкополосных систем
беспроводного доступа;
обеспечение разработки системного проекта по созданию технических средств
для распространения и трансляции телерадиопрограмм на основе новейших
технологий в Московской области;
обеспечение нормативной базы государственного надзора в сфере информатизации;
обеспечение представления в Правительство Российской Федерации:
- проекта программы «Развитие электронной торговли в России на 2002–
2006 гг.» в 1 квартале 2001 г.;
- проекта программы реализации первоочередных мероприятий, предусмотренных
Доктриной информационной безопасности Российской Федерации в 1 полугодии
2001 г.;
- проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон «Об информации, информатизации и защите информации»;
- проекта федерального закона «Об электронном документе»;
завершение реорганизации системы Государственного надзора за связью
и информатизацией в Российской Федерации в установленные Правительством
сроки;
обеспечение эффективного взаимодействия системы Государственного надзора
за связью и информатизацией в Российской Федерации и Государственной
радиочастотной службы при Минсвязи России;
обеспечение проведения работ по корректировке «Таблицы распределения
полос частот между радиослужбами Российской Федерации в диапазоне от
3 кГц до 400 гГц» с целью сближения распределения и условий использования
радиочастот в Российской Федерации с международным распределением радиочастот;
организация разработки нормативных документов по функционированию и
развитию сетей сотовой подвижной связи в России с привлечением научно-исследовательских,
проектных институтов, ассоциаций операторов сотовой связи;
продолжение работ по организации «Бюрофакс» России;
продолжение работы с Минфином России и Минэкономразвития России по внесению
в проект федерального закона «О Федеральном бюджете на 2002 год» по
разделу «Федеральные адресные целевые программы» финансирования Федеральной
целевой программы «Развитие почтовой связи Российской Федерации на 1994–2005
годы»;
обеспечение дальнейшего развития автоматизированных технологий почтовой
связи, завершение переоснащения организаций федеральной почтовой связи
почтово-кассовыми терминалами нового поколения;
активизация работы по созданию современных отделений почтовой связи,
предоставляющих клиентам широкий спектр услуг на базе новых технологий;
организация работы по разработке Концепции реструктуризации почтовой подотрасли.
14 и 15 марта работа итоговой коллегии продолжалась в рамках «круглых
столов» по тематике электросвязи, почтовой связи, информатизации, радио,
телевидения, спутниковой связи и целому ряду других направлений. В форме
запланированных выступлений и последующих свободных дискуссий специалисты
отрасли обсуждали итоги выполнения наиболее важных в минувшем году работ,
текущие задачи, приоритетные программы и планируемые на 2001-й год мероприятия,
а также опыт своих коллег по решению тех или иных проблем, внедрению
технологических новшеств и развитию инфокоммуникационного сервиса.
|